ГОРОДОК. 20/IX - 3/XI/2019

Бывали ли вы в маленьких городках русской провинции? Если да, то вам должно быть хорошо знакома та особая атмосфера, которая там ощутима во всём. В этом неспешном укладе жизни, в этих неровных улочках, где старина мирно уживается с современностью, где нет противоречия исторических архитектурных памятников и деревянных домишек с балкончиками и резными наличниками и где живут своей неспешной жизнью дети, молодёжь, работники учреждений, домохозяйки и старики…  В этот особый мир небольшого города, такого как Чердынь или Кунгур, Суздаль или хоть старая окраина Перми зритель попадает в пространстве выставочного проекта Ольги Субботиной в галерее «Марис-Арт».

Художник Ольга Субботина – уже опытный мастер декоративного искусства. Основной функцией декоративного искусства всегда считалось искусство украшения жизни. Предметы быта, от посуды до одежды и мебели, фасады зданий и даже дверные ручки могли быть объектами, созданными мастерами декоративного искусства. Художник в этом направлении мог работать в дереве и фарфоре, стекле, камне, кости, металлах, создавать росписи сервизов и тканей, а также делать ещё много-много прекрасных вещей. Сегодня профессия художника декоративного искусства стала намного более многогранной.

Так, Ольга Субботина многие годы занимается батиком, искусством росписи по шёлку. Вместе с тем, на её счету целый ряд интересных выставочных проектов и музейных экспозиций, осуществлённых совместно с Михаилом Павлюкевичем, за которые они трижды становились Лауреатами премии Пермского края в сфере искусства и культуры. Продолжая заниматься батиком, Ольга Субботина в своих работах развивает и совершенствует изобразительный язык, ведёт поиск новых выразительных и стилевых приемов. В настоящее время роспись по шёлку далеко не всегда имеет утилитарное значение и может не служить только украшением ткани. Для Субботиной, также как и для целого ряда современных мастеров, батик это способ создать изображение, где используются особые материалы (шёлк как основа и специальные краски), и где художник выражает своё отношение к миру, человеку и самой жизни. В этом он становится похож на мастера станковой живописи или графики. Некогда чёткие границы традиционных видов искусства сегодня оказываются существенно изменёнными, происходит своеобразная диффузия, взаимовлияние и взаимопроникновение приёмов самых различных видовых признаков.

Создавая своеобразные картины на шёлке в технике батика, Ольга Субботина всегда обращалась к тем образам, которые были ей чем-то интересны. Это были пейзажи, фантастические животные, отдаленно напоминающие ископаемых, натюрморты, ироничные композиции в стиле советского «ретро». Не увлекаясь ностальгией по прошлому, в этой последней по времени серии работ автор словно бы исследует реалии ушедшего времени. Своеобразным продолжением этой темы стала серия произведений, вошедших в проект «Городок».

Для выставки в галерее «Марис-Арт» художник представила серию батиков с пейзажами и архитектурными мотивами, где находит своё отражение вдумчивый показ и рассказ о жизни в тихой провинции. Тихие улочки и неспешная жизнь людей их населяющих удивительно органично существуют в пространстве исторического города даже, несмотря на откровенно современные реалии в одежде и бытовых деталях. Выразительны и точно запечатлены интересные типажи здесь проживающих людей. Во все эти особенности чутко всматривается автор и ведёт зрителя за собой в этот особый мир российской провинции. Контурный рисунок, формирующий цветовые пятна становится то жёстким и контрастным, то едва заметным и обтекаемым. Тёплая цветовая палитра, мягкие контуры изображений сочетаются с доброй авторской улыбкой.

В свободном выставочном пространстве галереи «Марис-Арт» художник создаёт своеобразную интригу. Те персонажи, которых можно видеть в батиках-картинах оказываются, словно вышедшими из них. Плоскостные цветные изображения здесь же превращаются в рельефные шитые вручную из суровой бязи фигуры. Теплота также ощущается как визуальных, так и в тактильных качествах этих образов. Они создают дополнительный эффект живого присутствия. Текстильные рельефные, почти монохромные изображения, располагаясь среди аккуратных прямоугольников цветных батиков, создают живой контраст, соответствующий принципу ассамбляжа.

Фигуры исполнены в технике шитья, подчеркнутая рукотворность которой обозначена графичной прошивкой нитями. Ольга Субботина как мастер декоративного искусства создала и разработала целый ряд оригинальных приемов крепежа, наложения швов, стежков и стежочков, которыми она «рисует» на фактурной поверхности грубого материала. Используемый материал и приём домашнего шитья придают особую теплоту образам.

Инсталляционный принцип соединения изображений, разнородных по пластике, объёму и технике исполнения, вносят и актуальный современный контекст в, казалось бы, столь архаичную тему, и придают многозначность таким простым и узнаваемым образам. Всё это даёт возможность проникнуться узнаванием и пониманием многослойности и многоаспектности самой жизни городка в российской провинции.

Ольга Клименская, искусствовед